Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
.Начинать нужно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. Пусть они будут разными по фактуре, ворсистые и гладкие, тонкие и толстые и т. д. Это и массаж и способ познания окружающей действительности одновременно. Кроме того, следует начать массаж ладошек. При кормлении это делать лучше всего, то одну ручку, то другую, когда меняете грудь, меняете и ручку. Делайте круговые движения и разгибайте каждый пальчик.
Когда ребенок научится контролировать движения своих ручек, начните учить его: загибать и разгибать пальчики, делать круговые движения, лучше всего подойдет традиционная «Сорока-белобока». Не ленитесь, ведь теперь вы знаете, что это не просто развлечение, хотя, наверняка, это станет для ребенка по-настоящему увлекательной игрой. Загибайте каждый пальчик, а большому уделите особое внимание, ведь именно он играет важную роль во всевозможных хватательных движениях. Погладьте его: «Он кашу не варил, воду не носил, дров не рубил», пусть исправляется: «вот он ходит, воду носит, дрова рубит» (пальчик двигается).
И, наконец, самое интересное для малыша: ваши пальцы движутся от большого пальца вверх по его руке, на сгибе локотка задерживаются и топчутся: «здесь водица студеная», потом задерживаются на плечике: «здесь водица теплая», скользнув на бочок: «а здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток». Очень важно, что вы разговариваете с малышом и вместе веселитесь.
Кроме описывания круга по ладошке своим пальцем, делайте такой же круг, но с помощью пощипывания или покалывания (пальцем): «Птичка-птичка, вот тебе водичка, вот тебе игрушки прямо на ладошке». Круг можно сделать и языком, а потом поцеловать каждый пальчик, малыш получит совершенно новые ощущения. Ближе к году просите ребенка сделать вам «Сороку-белобоку», даже если он просто дотронется до вашей ладони, обязательно хвалите.
Подрастающего крошку учим делать «Ладушки», когда вы отдыхаете и держите малыша на коленях спиной к себе, очень удобно гладить его ручки одну об другую (вначале они будут сжаты в кулачки). Вы как бы раскрываете кулачки. «Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем», стукаем ручкой об ручку, стараясь их раскрыть.
Научите малыша «гладить собачку (мягкую игрушку), показывать, как «капает дождик» — постукивать пальчиками по твердой поверхности, делать из ладошек «чашечку» и угощать кого-то, «открывать ключиком» замочек, складывать руки в замок и в щепотку.
Научите ребенка сжимать-разжимать пальцы, можно резиновые игрушки-пищалки: «Ты утенок не пищи! Лучше маму поищи». Обязательно научите махать ручкой «пока-пока».
Но самое, наверное, интересное и полезное, и для вас, и для крохи — это мини-инсценировки (или пантомима) стишков. Вы можете показывать маленькие сказки (обычно после года ребенок начинает повторять за вами наиболее простые движения), но показывать лучше начинать заранее. Сказку или стишок нужно рассказывать громко и выразительно, изображая при этом то, что вы рассказываете. В конечном счете, ваша задача сводится к тому, чтобы ребенок начал повторять движения за вами: вы рассказываете, а он изображает.
В дальнейшем Вам нужно вводить в процесс игры различные вспомогательные материалы, игрушки, пособия.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Поэтому, если в вашей коллекции игрушек еще нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем ее приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. «Всему свое время» — это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок.
Так, с рамками-вкладышами малыша можно уже знакомить в 10-12 месяцев, шнуровки он с удовольствием освоит около полутора лет, а мозаику и пазлы после двух.