С чего начать обучение чтению
Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок хорошо учился. Стараются, как можно раньше научить ребенка читать, понимая, что от этого будет зависеть его дальнейшая успеваемость. Ведь ученик не умеющий бегло, осмысленно читать не испытывает удовольствия от учебы. При низкой скорости чтения его никогда не будут привлекать книги.
Самым главным фактором успеваемости в школе по оценкам психологов является скорость чтения.
Все начинается в семье. Некоторые родители чуть ли не с самого рождения начинают учить буквы с ребенком.
И первая ошибка, которую они часто делают, когда начинают знакомить малыша с алфавитом – это знакомство с названием буквы, а не со звуком.
Например, вы изучаете букву М. Родители говорят ребенку: «Это буква «ЭМ». Малыш, стараясь угодить маме с папой, так ее и запоминает. А потом он слово мама читает как эм – а – эм - а. Как результат, родители обзывают ребенка бестолковым, а порой и применяют физическое насилие. После чего ребенок категорически отказывается читать. Дорогие взрослые, малыш не виноват в вашей безграмотности. Чему учили, то и получили.
Часто многие родители, да и некоторые педагоги растягивают изучение букв на долгие месяцы. Зачем?
Вот вопрос: если вы будете учить малыша играть в шахматы, с чего начнете? Фигуры покажете, назовете, расставите, объясните, как ходят, в чем задачи игры. Или, может быть, одного короля будете демонстрировать месяц (чтобы не перенапрячь ребенка), на следующий — ферзя, к концу года до пешек доберетесь?
Интересно, что применительно к шахматам такой щадящий подход смешным кажется, а применительно к родному языку и счету — нормальным.
Грамота такая же часть жизни, как и все остальное. На наших занятиях мы используем пособия питерского педагога Н.А. Зайцева по обучению чтению, счету, письму, грамотности. Все они построены на принципе: все — и сразу. Все элементы письменной речи и счета предоставляются в распоряжение ребенку раз и навсегда. А точная систематизация позволяет уловить закономерности, не засоряя голову всякого рода научностью.
Идея системы Зайцева проста: что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а уж потом подводить определения. При этом соблюдается святой принцип обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к абстрактно-логическому.
Простейшим элементом чтения Николай Александрович считает не букву, ибо из букв слово не сложишь (вспомните — эм-а-эм-а), не слог (ибо русский слог — понятие растяжимое, от одной до десяти букв, например столб, гриб, Брянск, встрянь,вскользь), а СКЛАД, или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Ощутить это усилие можно, обхватив рукой верхнюю часть шеи. Слова И-РА, ША-Р, ТА-НЯ, МЫ-ШЬ произносятся в два явственно ощущаемых усилия; СО-С-НА, КА-ЧЕ-ЛИ, С-ТО-Л — в три усилия; МА-К-СИ-М, ДЕ-ДУ-Ш-КА — в четыре.
Именно складам, а не одиночным буквам предлагает Зайцев сразу обучать ребенка. Алфавит тоже учим, но это, скорее, параллельный процесс. При этом исчезают муки слияния, когда буквы знает — читать не может. Именно склады даются ребенку на кубиках и на столь же важных настенных таблицах. Причем цвета, размер букв, начинка кубиков, расположение складов в таблицах, даже пустые места на них — все имеет значение, все несет информацию.
Кубики Зайцева делятся на большие и маленькие, золотые, железно-золотые, одинарные и двойные и один белый кубик со знаками препинания.
Золотые — это кубики с гласными. Большой золотой А-О-У-Ы-Э и маленький золотой Я-Ё-Ю-И-Е. Их наполняют монетками, жестью от консервных банок или маленькими колокольчиками. И, по аналогии, все кубики с твердыми складами (Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВЫ-ВЭ и т.д.) — большие, все кубики с мягкими складами (БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ) — маленькие. Это обусловлено фонетически: при произнесении твердых складов у нас раствор рта большой, при произнесении мягких — маленький.
Железные — это кубики со звонкими складами. Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. На них согласный выделен холодным серо-голубым цветом, и наполняются они крышечками от бутылок.
Кубики К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ и прочие с глухими складами составляют деревянное семейство. Согласный выделен коричневым, и наполняют их кусочками деревяшек.
Двойные — кубики с теми согласными, которые не со всеми гласными сочетаются. Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЁ)-ЖУ-ЖИ-ЖЕ,Ш(ШЬ)-ША-ШО(ШЁ)-ШУ-ШИ-ШЕ, Ч(ЧЬ)-ЧА-ЧО(ЧЁ)-ЧУ-ЧИ-ЧЕ, Щ(ЩЬ)-ЩА-ЩО(ЩЁ)-ЩУ-ЩИ-ЩЕ.
Кубиками и указкой по таблицам начинаем писать — превращать звуки в знаки. Поначалу материализация звуков ребенку гораздо интереснее, чем чтение — обратный процесс, превращение знаков в звуки. Об этом давным-давно еще Мария Монтессори догадалась.
Начинаем с имени, фамилии, отчества. Потом — мама, папа, бабушка, дедушка.(Король и его свита.) Пишем имена знакомых. Любимых героев сказок. Любимые блюда. Зверюшек. В своих методиках Зайцев дает описания множества игр с кубиками, умных, веселых, интересных.
По настенным таблицам еще и поем: БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (до-ре-ми-фасоль), БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ (соль-фа-ми-ре-до). Или вот так: БА-БЯ-ВА-ВЯ-ГА-ГЯ-ДА-ДЯ-ЖА-ЗА-ЗЯ Сначала, слушая Зайцева, не вполне веришь: а будут ли дети распевать все эти БА-БО-БУ-БЫ-БЭ? Распевают. Более того, обучение чтению с пением идет легче, веселее, дружнее.
Многие родители часто задают вопрос, в каком возрасте лучше начинать учить читать ребенка. Начинайте, когда малышу не будет еще и года, или на втором году жизни, или позже. Никогда не рано, но и никогда не поздно. В каждом возрасте свои игры и принципы обучения, своя скорость усвоения. Исходя из нашего 8-летнего опыта работы, лучше всего приступать к занятиям в начале овладения устной речи. Это дает очень сильный толчок в речевом развитии и незаметное, естественное овладение чтением. Еще один наиболее благоприятный момент – 4-5 лет. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы читать по-настоящему, он, наверняка, очень любит книжки и понимает, зачем нужно учиться читать. В этом возрасте обучение проходит наиболее быстро.