Развивающие школы. Личный опыт.
Некоторое время я была очень «правильной» молодой мамой, бегала за дочерью с книгами, потешками и крупой, шила и мастерила ей развивающие игрушки и искренне не могла понять - кто и зачем ходит в развивающие школы, если все то же самое можно делать, не выходя из дома. Ребенок демонстрировал блестящие успехи, что еще раз утвердило меня в верности выбранного пути. Однако, в один прекрасный день, когда капризы скучающего чада стали невыносимы, а цитаты из детских стихов, сыпавшиеся из меня нескончаемым потоком, стали уже сниться, я поняла: нужно что-то менять. И пойти в школу.
Поиск «правильной» школы развития - проблема, способная опередить в сознании молодых мам многие другие важные проблемы; например, трудности подсчета граммов в зимних комбинезонах или выбор подарка на день рождения ребенку. Поход в школу - это звучит громко и гордо. Первые групповые занятия, первые успехи ребенка на глазах других, первые серьезные знания. А кругом только и пугают некачественным образованием, неадекватными педагогами, занятиями не-по возрасту, невротизирующими детей, выброшенными на ветер деньгами. Как же найти школу своей мечты?
Каждый, в соответствии со своей мечтой, обычно и находит «свою» школу развития. Параметров для этого поиска много: это может быть статус школы в городе, советы подруг, стоимость, близость к дому, академичность или, наоборот, игровая подача материала, отношение к заболевшим детям, позитивные продвинутые педагоги или учителя со стажем, наличие комнаты для игр или места для колясок перед школой, присутствие или неприсутствие родителей на занятиях...
Начитавшись восторгов мам и постов о пользе развивающих школ, я предприняла первый шаг: пошла в школу в доме напротив, где среди ожидающих занятия обнаружила свою одноклассницу с ребенком. Однако ее радостные отзывы не сошлись в моей голове с понятием развивающей школы. Я прикрыла глаза на обшарпанное помещение старого клуба с одной комнатой для занятий, на отсутствие элементарных удобств для детей. Но единственный педагог-директор удивила больше. - Родителей на занятия не пускаем, - собщила она мне деловито, считая деньги, - музыку не ведем, у нас отработанные игры.
Я начала разговор о содержании занятий, посадив уже уставшую ожидать нашей очереди дочь на колени. И довольно быстро поняла, что меня не устраивает в этой школе не помещение, не подход и даже не отсутствие музыки на занятиях. За все время нашего «важного» разговора эта женщина ни разу не удостоила взглядом самого ребенка. Я поняла, что ищу нечто другое.
По совету подруги я пришла в развивающую школу, расположенную неподалеку, о которой также хорошо отзывались в интернете. Крошечное помещение «холла» нас не пугало; мы сходили на музыкальное занятие и развивающие игры. Хаотичность занятия на играх (игры были, мне показалось, не по-возрасту) затмила музыка, на которой вся группа (в том числе педагог) не могла работать из-за одного трудного ребенка с отклонениями поведения, причем, посещающего эти занятия стабильно. Большего балагана я не видела никогда, занятие не спасла даже модная релаксация под мыльные пузыри, и домой я ушла с головной болью и радостью, что моей дочери «прилетело» только один раз и то легко. Хотя и унесла из этой школы идею интересной самодельной игрушки, за что до сих пор вспоминаю добрым словом.
С тех пор каша в моей голове обрела конкретную мыслеформу, и я решила, что начну поиски школ с тех, о ком хорошо отзываются, - а уже в них буду искать Педагогов. С большой буквы - потому что школа развития, на мой взгляд, это необязательное для ребенка времяпровождение, а потому оно просто обязано быть радостным и приятным, и уж никак не напрягать его. Если в школе малышу весело, он играет и заглядывает педагогу «в рот» - мне, собственно, все равно, каким формам или цифрам его там будут учить, поскольку с таким педагогом он научится очень многому.
Так, по следам добрых отзывов, мы с 1,5 годовалой дочкой пришли в одну известную школу, где было и замечательное помещение, и красивая игровая с интересными игрушками, и комплексные занятия, и праздники. Проходили мы туда полгода (до лета) и, надо сказать, я опять убедилась в том, что личность педагога в развивающей школе играет огромную роль. На музыкальных занятиях мы с дочерью попадали как будто в сказку. Обычные задания, известные песенки, - но как это было подано! Дети на этих занятиях получали поддержку, поощрение, заряд бодрости и позитива, все игры были встроены в сюжет занятия и выполнялись легко. Педагог очаровала и меня, и дочь (которая все время дома вспоминала учителя), она шикарно владела инструментом и голосом. Для меня это важно, поскольку музыка в моей жизни играет большую роль, и я могу представить ее воздействие на развитие детишек. Дочка научилась многим групповым играм, взаимодействию с муз.инструментами, стала лучше танцевать, улучшились ловкость и аккуратность. К сожалению, творчество и сенсорные занятия в этой школе были неинтересны и никуда, по-сути, не годились, но мы ходили «на нашего педагога» и были счастливы. Причем, ездили в эту школу на общественном транспорте на 7 остановок, даже зимой. К сожалению, на более старших группах наш любимый педагог уже не вела занятия и мы пошли искать другую школу.
Следующую школу (с 2,5 лет) я тоже нашла по хорошим отзывам. Хорошее помещение, игровая, расположена недалеко от первой школы, комплексные занятия с одним-единственным педагогом, но какие необычные! Нам опять повезло - попалась открытая, душевная девушка с удивительным голосом. Хотя я ходила только на часть занятий (потом дочь сидела на уроке без меня), я была также восхищена интересными заданиями, органично вплетенными в сюжет, музыкальными номерами и позитивным, хоть и несколько серьезным, подходом учителя к детям. Дочь с радостью проходила в эту школу до 3х лет (пребывая в восторге от педагога). Она рассказывала об уроках, приносила с урока поделки, каждый раз удивлявшие меня; на шикарно организованном празднике умилительно синхронно с другими танцевала выученные на занятиях танцы. После лета мы туда не вернулись, потому что пошли в садик, но, честно говоря, мне до сих пор грустно, что я больше не вожу туда дочку.
Для себя я сделала вывод, что каждый ищет свою идеальную школу (не всем моим подругам подошли мои рекомендации), и находит легко, если сам простроит для себя требования к ней.
В моем случае это оказались
- хорошая репутация школы,
- личность педагога: открытость, эмоциональность, умение увлечь и поддержать моего ребенка, креативность, хорошие муз.способности;
- органичность и необычность уроков и поделок;
- комфортное для пребывания помещение.
В то время как факторы удаленности от дома или наличие навороченной методической базы школы не были для меня определяющими.
Если бы я могла обозначить свою позицию по поводу развивающих школ одной фразой, это была бы фраза «Я доверяю своего ребенка адекватным, открытым и талантливым педагогам, любящим детей».