Немного о развитии
Хотя мы ходим на занятия в Яркие Дети, я уделяю много значения развитию ребенка.
О стихах
Я не гонюсь за тем, чтобы моя дочь лучше других рассказывала стихи, но мне важно, чтобы она в принципе рассказывала стихи, потому что это развивает речь, восприятие мелодической ее составляющей, способности к стихосложению, да и вообще приобщает ребенка к искусству. Помню, как много читали мне стихов, как это было смешно и интересно, а еще помню, как меня заставляли зубрить стихи, а потом рассказывать их на магнитофон, - и это вызывало совсем другие эмоции. Поэтому с дочкой стихи мы разучиваем по ее желанию, но большинство она запоминает естественным образом. Стихи пришли к нам, как и ко многим, во младенчестве, - сначала потешки, потом другие короткие стишки, а затем и Барто, Маршак, Токмакова, Чуковский, Усачев... Некоторые говорят, что дети не дают читать стихи и даже закрывают книжки. Вживую никогда этого не видела, мне очень интересно, на что ребенок может так реагировать - может, ему не нравятся картинки, или тон читающего, или необходимость сидеть и смотреть, - и неужели может не нравиться сама звукоритмика???
Для чтения мы стараемся выбирать интересные, веселые, хорошо звучащие стихи в хороших изданиях, избегаем плохо состряпанных стишков с дурной рифмой и стихов не по-возрасту.
О рисовании
Очень стараюсь, чтобы дочка любила рисовать. Не только потому, что это развивает пальчики, а потому, что живопись позволяет выразить то, что есть внутри, на бумаге, показать другим, опредметить для себя самой. Я верю в то, что детская фантазия и выражение своего Я на бумаге - огромный ресурс и плюс к самооценке, который в детстве есть у всех, и который потом теряется, в рисовании - во многом благодаря школьным урокам рисования, критическим комментариям родителей.
Когда дочка стала держать в ручке карандаш, она бросилась рисовать с большим вдохновением. Много-много каляк-маляк, а потом - «доктор и Мальвина», «паук, который держит палочку», «дубы», - я так радовалась ее фантазии и смелости. Ребенок рисовал и гордился рисунками, однако вскоре после похода в садик ситуация изменилась. Дочка почти перестала рисовать, появились отговорки - «я не умею», рисунки заменила качественная штриховка (в садике учат раскрашивать) и пара стереотипных картинок. Я всячески старалась стимулировать рисование, и только через несколько месяцев дочь опять вернулась к этому, слава Богу, теперь у нас опять не хватает альбомов. Периодически я предлагаю дочке разные стили рисования, и разные форматы бумаги, стараюсь находить в каждом рисунке что-то, достойное восхищения. Наиболее удачные риунки мы вывешиваем на специально отведенную стену, там у нас выставка работ.
О музыке
Для меня музыка очень много значит, я люблю петь и немного играю, дома много музыкальных игрушек и инструментов. Я хотела бы передать дочке умение понимать музыку и просто для того, чтобы чувствовать прекрасное.
Я люблю классику, но спокойно отношусь и к другим стилям, мне кажется, каждая музыка рождается как ответ на душевное состояние, и если оно совпадает у создателя и слушателя, музыка нравится. Музыка удивительно точно иногда отражает внутреннее состояние, способствует общей гармонизации. И просто отлично, если человек умеет не только напевать музыку, а еще играть ее в каком-либо виде, хоть на барабане, хоть с помощью колокольчика, хоть на пианино, - это дополнительная возможность и выражения чувств, и даже лечебного воздействия на организм. Очень жаль, что не всегда дети, которые тянутся к музыке, получают возможность обучиться ей в музыкальной школе, а если и получают, при стандартных методах обучения быстро теряют первоначальный интерес.
Я верю в "эффект Моцарта" Дона Кэмпбелла, поэтому во время беременности включала ей произведения Моцарта. У нас играет иногда фоном радио Орфей с классической музыкой, дочка слушает классику. Но я думаю, классика - сложный язык для неподготовленного понимания, ему нужно учить, и пока я просто периодически обращаю внимание дочки на отдельные отрывки, подбираю к ним понятные ей образы - вот как будто кошка крадется, а это птички поют, а вот будто гроза собирается... Пассивное слушание, на мой взгляд, теряет две трети от своего полезного воздействия.
конечно, мы слушаем и песенки из советких и современных мультиков, и английские nurcery rhymes, и классиков советской и зарубежной эстрады. Во всех композициях стараемся с мужем найти что-то интересное, привлекающее ребенка, многие песни смотрим с видеорядом - т.е. клипы, отрывки из фильмов, мультфильмов, интересные экранизации классических произведений. При выборе песен я стараюсь подобрать композиции с простой мелодикой и ритмом, ведь именно они понятны детям, в результате дочка к 3,5 годам знает и верно поет много песен, играет в Папагено и напевает его арию, устраивает игрушечные концерты.