О развитии внимания, памяти и слуха
- 3 мая 2014О развитии внимания, памяти и слуха
Сегодня, когда мы с дочкой гуляли, она заметила в окне второго этажа кошку, сидящую на подоконнике. Кошку, мимо которой я прошла бы, даже не заметив ее. Я похвалила ее за внимательность и вспомнила… как старалась всегда развивать внимание малышки. Мой рассказ сегодня об этом.
Психологи советуют развивать внимание с самого рождения ребенка, и я заранее заготовила черно-белые «развивающие» картинки для того, чтобы ребенок 14 дней мог фокусироваться на них. Потом были простые по формам игрушки насыщенных цветов, потом я стала постоянно описывать все происходящее и проговаривать свойства предметов, - так, наверно, делает каждая мама, а ведь это позволяет ребенку развивать внимание, которое изначально обладает очень маленьким фокусом. Дети такие увлекающиеся, когда есть одно явное свойство/деталь в предмете, они не сразу замечают другие; степень этой наблюдательности как раз, наверное, и зависит от степени развития внимания. Я с раннего детства дочки обращаю ее внимание на мелкие незначительные детали при рассматривании нового предмета, животного или явления, проговариваю их, иногда провожу параллели с другими предметами (у этой тачки колесо, как у машины, только оно одно).
Внимание, мне кажется, лучше всего развивается не в скучных «заданиях на внимание», а само собой, при высоком познавательном интересе, который у детей легко стимулировать. Слава богу, в наш информационный век с этим не возникает трудностей: прочитали стишок про какое-нибудь животное, нарисовали его на листке, повторили основные признаки, или нашли тут же картинки в интернете, прочитали про него - поглядели-посмеялись над забавными фото – поискали сходства и различия-много узнали.
Моя дочка, к счастью, достаточно внимательна и замечает много второстепенных деталей, - но ей, как и многим детям, трудно выделить главный признак или свойство предмета, я проговариваю его ненавязчиво, например, так: «да, яблоко и груша похожи тем, что они желтые! А еще они - фрукты».
Занимаясь с ребенком, поневоле обращаешь внимание и на организацию пространства вокруг. Нашей проблемой долго была переполненная игрушками детская, пока мы не нашли способ найти свое место хотя бы каким-то из них. Помимо того, что это выглядит аккуратно, это еще и тоже помогает ребенку фокусироваться на чем-то одном: когда часть игрушек убрали, дочке стало гораздо проще организовать более сложную сюжетно игру, потому что раньше ее отвлекали другие игрушки, делая игру хаотичной. А если еще и раскладывать игрушки по коробкам с картинками-классификацией (сюда-посуду, сюда - машины), то потренируем еще и память, и логику.
Еще мы играем в игры на развитие внимания и памяти, когда из ряда игрушек (5-7 шт) прячем одну и просим ребенка угадать, что пропало, - либо меняем их местами и просим восстановить первоначальный порядок. Проговариваем содержание мультика или сказки, которые недавно прочли; учимся пересказывать, где были и что видели, возвращаясь с прогулки или интересной экскурсии. Причем проговариваю дочке это все с раннего возраста, - когда она говорила плохо, сама повторяла ей все, чтобы у нее что-то «уложилось» в голове. Ну, а еще я верю в то, речь и память лучше всего развивают стихи! Стихи позволяют детям запоминать информацию в удобной и понятной форме, рифма облегчает запоминание, а звукоритмика знакомит с расширенным, как бы музыкальным, восприятием родной речи. Можно играть в игры со стихами: начинать строчку и просить продолжить, придумывать смешные рифмы, или сочинять смешные рифмованные песенки. Дочка начала сочинять стишки в 2 года.
Ну и, разумеется, все игры с мелкими предметами, когда нужно внимательно рассортировывать что-то или раскладывать по ячейкам, тоже развивают внимание. Моя дочка любит играть в магазин, когда вкладыш из коробки шоколадных конфет является витриной, а в ячейках «продаются» то стекляшки, то бусы, то «конфетки», разложенные по размеру или цвету.
Развитие внимания идет вместе с развитием и памяти, и восприятия, и других психологических процессов. Развитие вкуса и обоняния, о котором часто забывают, тоже очень важно, есть разные варианты игр-угадаек сладкий-кислый-соленый-горький, мы иногда в них играем.
Еще я уделяю много внимания развитию слуха дочки, потому что думаю, это пригодится ей в развитии речи и музыкальных способностей. С самого раннего детства дочки я подбирала для нее особые погремушки и звоночки, - разного, но четкого, приятного и мелодичного звучания. Играли мы и футлярчиками от киндер-сюрпризов, в которые насыпали разные по звуку материалы (по два одинаковых, чтобы потом искать). И бутылочками, в которые наливали воду на разных уровнях. Музыкальные инструменты у нас тоже в чести, я их выбираю придирчиво, смотрю в первую очередь на качество звука, чтобы он был ясным и не раздражающим слух, материалы по-возможности натуральные, или качественные. Для развития слуха подходят записи интересных звуков, которых сейчас много в интернете, - включаем и отгадываем, что за звук. Слышала, что полезно петь песни на разной громкости и с разной интонацией, а также слушать песни на разных языках (главное тут – не переусердствовать, потому что, наверно, звуки родной речи ребенок все-таки должен знать лучше).
Песенки можно заучивать и петь, особенно если ребенок проявляет интерес к Музыке, - моя дочка из таких. Я пою вместе с ребенком или по-очереди, или пою для нее.
Вообще, наверно, я не разделяю это модное в последнее время увлечение разными дорогими развивающими играми, игровыми центрами и т.д. Мне кажется, в развитии ребенка стоит ориентироваться на его характер и интересы – любит ли он лингвистические игры или предпочитает двигательные, предпочитает разбирать и исследовать предметы или любит возиться с мелкими вещами? Ведь и внимание, и память можно развивать у ребенка только с помощью игры – главного в детстве вида деятельности (по свидетельствам весьма солидных психологов). Мне кажется, естественное развитие, когда у ребенка появляется интерес ко всему, нуждается только в наличии взрослого, который вовремя предоставит ребенку нужную информацию, поддержит его в его начинаниях и создаст безопасную среду. Так разовьются все психические процессы.
Внимание к заданиям и усидчивость появятся только в школе, а пока мы с дочкой играем… и вам того же желаем.
- 20 сентября 2014О творчестве и немного о богах
- 14 июля 2014Чем занять ребенка летом?
- 9 февраля 2014Эффект Моцарта. Эффект музыки.
- 15 января 2014О сказках
- 8 декабря 2013Как мы учимся читать
- Научиться читать... Кажется, будничный для всех мам вопрос, сразу перед глазами встают коврики с буквами, пластиковый алфавит, крупные буквы в разноцветных книжках, буквы на магнитах, кубиках, разные методы чтения
- 30 ноября 2013немного о больнице...