О творчестве и немного о богах
- 20 сентября 2014О творчестве и немного о богах
Снова осень. Все собирают осенние листья. Пожалуй, ни в одно время мамы с малышами не приносят домой с прогулки столько всего. Дары осени – желуди, шишечки и шишки, листья, разнокалиберные семена – отличный материал для поделок. Идею сейчас легко подсмотреть в интернете, средства скрепления и украшения можно приобрести в любом магазине напротив, но… Отчего-то не все дети рады делать поделки. Отчего-то многие со слезами отказываются, или просят посмотреть мультик. Отчего-то заинтересовавшийся было поделкой ребенок бросает начатое, сердится, начинает отрывать только что приклеенное с маминой помощью. В чем же дело?
Прежде чем пытаться переупрямить ребенка, начнем с себя. Как давно вы мастерили что-то сами? Нет, конечно, я не о том, что нужно срочно притаскивать домой мольберт и демонстративно рисовать под носом у ребенка. Дети впитывают модели поведения взрослых, как губка – и если они видят, что родители сдаются после первой же трудности, то и сами бросают карандаш после неудачной попытки. Если родители, покалеченные уроками изо в средней школе, презрительно относятся ко всякой «мазне», то и дети это отношение прекрасно чувствуют. Обратите внимание, как меняется выражение лица малыша, несущего вам поделку, от вашей реакции: дети абсолютно верно считывают все истинные эмоции. Родитель, который хвалит словами, внутри себя считая ребенка неспособным и неумелым, а его работы – примитивными и неаккуратными, бессознательно все же внушит это отношение малышу.
Если родители воспринимают работы малыша как некий результат, достижение, за которое нужно каждый раз одинаково хвалить, - ребенок может использовать творчество как способ получить похвалу; или потерять к нему интерес – какой смысл трудиться и учиться, если тебе все равно скажут безразличным голосом «это чудесно» и погладят по голове?
Некоторые родители, пытаясь приучить кроху к дисциплине, аккуратности и внимательности, поощряют стандартные подходы к работам и добиваются слепого повторения поделок, найденных в интернете или подсказанных учителем. Однако ведет это к развитию стереотипности, шаблонности мышления, и совершенно убивает фантазию. А еще есть те, кто после подобной реакции родителей не только теряет к творчеству интерес, но и боится творить, чтобы не сделать «неправильно».
Аккуратность и «чистота» часто убивают творчество, которое по своей сути всегда является движением души навстречу миру, - и сталкивается со сложными правилами и запретами (это не тронь, в клей пальцами не лезь, платье красками не испачкай, кто разрешил рисовать на столе, почему солнце внизу, а кошка зеленая?). Кто победит в этой стычке робкого и неуверенного движения души и запретов любимого до невозможности взрослого, значащего для малыша целый мир? А когда запретов слишком много, дети теряются и перестают создавать. Ситуация вовсе непростая, в последнее время слышу о том, что многие родители не дают детям дома не только пластилин, но и краски! Чтобы не испортить дом. А фломастеры трудно отмыть от рук. Пусть рисует карандашами. Как же сложно придется во взрослом мире ребенку, который только и умеет, что обводить и штриховать. Так он и будет обводить и штриховать в своей жизни события, людей, чувства…
Сравнение работ ребенка с работами других детей, мне думается, недопустимо вообще, поскольку все дети невозможно разные, и сравнение работает скорее для снижения самооценки, чем для позитивного примера.
Изначально для ребенка родители - большие боги. Они все умеют, все могут, и им все можно. Поэтому когда ребенок видит, как взрослый ловко ходит, готовит еду, танцует, - возможно, он думает - как легко у него все получается. Но когда взрослый берет в руки карандаш, и на пустом листке вырастает дом, солнце, роща, машина, принцесса, - восхищение ребенка трудно передать словами. Он хватает карандаш, ведет линию и… убеждается в том, как это сложно, нарисовать что-то.
Идеальная задача взрослого, думается мне, - в том, чтобы бесконечно поддерживать любопытство и интерес ребенка к миру, поощрять любое его самостоятельное проявление в нем. Дегустация безопасных листьев на ощупь и на вкус, скакание по лужам, готовность застегивать и расстегивать молнии на одежде, первые рифмы и рисование – во всем этом родитель может быть не судьей, а поддержкой. Убедить ребенка в том, что ему действительно подвластен этот мир, что он может в нем жить и оставлять след, как настоящий взрослый человек, что его изменение мира (а каждый рисунок это ведь тоже изменение мира) замечено вами и очень важно для вас. И не тем, что ребенок – молодец, и это достижение учтется в дальнейшей гонке достижений золотая медаль – квартира-машина – директорское кресло – миллион. А может быть, в том, что он может сам выражать себя, свой мир, таким, каким он его видит, - ведь тот, кто умеет замечать все вокруг, а потом выразить то, что чувствует по этому поводу – искренен и гармоничен. И на этом пути процесс важнее, чем результат – прикосновение к разным материалам, познавание руками разных поверхностей, чудо творчества, когда по одному твоему желанию может измениться все, - волшебство здесь. Безо всякой волшебной палочки. Результат тоже важен, но вместе с процессом, с движением к нему. С любопытством, сюрпризами и новыми идеями.
И в конце концов, неужели нельзя позволить себе и ребенку взять синий, а не красный пластилин, чтобы сделать вместо божьей коровки, которую тиражируют все детские садики, - синего жука? Чтобы вместо ровного осеннего леса у вас на листке расцвел яркий салют? Чтобы творчество приносило радость, и не было бездушным копированием чужих идей. Не забывайте, богом быть трудно, но еще труднее учиться рядом с тем, кто кажется богом. Творите и будьте ярче!
- 14 июля 2014Чем занять ребенка летом?
- 3 мая 2014О развитии внимания, памяти и слуха
- 9 февраля 2014Эффект Моцарта. Эффект музыки.
- 15 января 2014О сказках
- 8 декабря 2013Как мы учимся читать
- Научиться читать... Кажется, будничный для всех мам вопрос, сразу перед глазами встают коврики с буквами, пластиковый алфавит, крупные буквы в разноцветных книжках, буквы на магнитах, кубиках, разные методы чтения
- 30 ноября 2013немного о больнице...